Занятие 5. Цикл while.

Занятие 5. Цикл while.

Цикл while означает «пока» и дает возможность выполнить одну и ту же последовательность действий, пока преверяемое условие истинно. Условие записывается и проверяется до тела цикла.Обычно цикл while используется при отсутствии возможности определить точное  значение количества проходов исполнения цикла.

Синтаксис цикла while в простом случае выглядит таким образом:

При выполнении цикла while сначала проверяется условие. Если оно ложно, то выполнение цикла прекращается и управление передается на следующую инструкцию после тела цикла while. Если условие истинно, то выполняется инструкция, после чего условие проверяется снова и снова выполняется инструкция. Так продолжается до тех пор, пока условие будет истинно. Как только условие станет ложно, работа цикла завершится и управление передастся следующей инструкции после цикла.

Например, следующий фрагмент программы напечатает на экран квадраты всех целых чисел от 1 до 10. Видно, что цикл while может заменять цикл for … in range(…):

В этом примере переменная i внутри цикла изменяется от 1 до 10. Такая переменная, значение которой меняется с каждым новым проходом цикла, называется счетчиком. Заметим, что после выполнения этого фрагмента значение переменной i будет равно 11, поскольку именно при i == 11 условие i <= 10 впервые перестанет выполняться.

Еще пример использования цикла while для определения количества цифр натурального числа n:

В этом цикле мы отбрасываем по одной цифре числа, начиная с конца, что эквивалентно целочисленному делению на 10 (n //= 10), при этом считаем в переменной length, сколько раз это было сделано.

В языке Питон есть и другой способ решения этой задачи: length = len(str(i)).

2. Инструкции управления циклом

После тела цикла можно написать слово else: и после него блок операций, который будет выполнен один раз после окончания цикла, когда проверяемое условие станет неверно:

Кажется , что никакого смысла в этом нет, ведь эту  инструкцию можно просто написать после окончания цикла. Смысл появляется только вместе с инструкцией break. Если во время выполнения Питон встречает инструкцию break внутри цикла, то он сразу же прекращает выполнение этого цикла и выходит из него. При этом ветка else исполняться не будет. Разумеется, инструкцию break осмыленно вызывать только внутри инструкции if, то есть она должна выполняться только при выполнении какого-то особенного условия.

Приведем пример программы, которая считывает числа до тех пор, пока не встретит отрицательное число. При появлении отрицательного числа программа завершается. В первом варианте последовательность чисел завершается числом 0 (при считывании которого надо остановиться).

Во втором варианте программы сначала на вход подается количество элементов последовательности, а затем и сами элементы. В таком случае удобно воспользоваться циклом for. Цикл for также может иметь ветку else и содержать инструкции break внутри себя.

Существует другая инструкция управления циклом — continue (продолжение цикла). Если эта инструкция встречается где-то посередине цикла, то пропускаются все оставшиеся инструкции до конца цикла, и исполнение цикла продолжается со следующей итерации.

Если инструкции break и continue содержатся внутри нескольких вложенных циклов, то они влияют лишь на исполнение самого внутреннего цикла. Вот не самый интеллектуальный пример, который это показывает:

Увлечение инструкциями break и continue не поощряется, если можно обойтись без их использования. Вот обычный пример плохого использования инструкции break (данный код считает количество знаков в числе).

Лучше переписать этот цикл таким образом:

Но можно сделать еще лучше:

3. Множественное присваивание

В Питоне можно за одну инструкцию присваивания изменять значение сразу нескольких переменных. Делается это таким образом:

Можно  так же сделать так:

Отличие двух способов состоит в том, что множественное присваивание в первом способе меняет значение двух переменных одновременно.

Если слева от знака «=» в множественном присваивании должны стоять через запятую имена переменных, то справа могут стоять произвольные выражения, разделённые запятыми. Главное, чтобы слева и справа от знака присваивания было одинаковое число элементов.

Множественное присваивание удобно использовать, при необходимости  обменять значения двух переменных. В обычных языках программирования без использования специальных функций это делается так:

В Питоне то же действие записывается в одну строчку:

 

 

 

:

Добавить комментарий