Решение Демоверсии ВПР 2025 Информатика 8 класс. Разбор демоверсии ВПР 2025 по информатике 8 класс.
1. Переведите десятичное число 78 в восьмеричную систему счисления. Основание системы писать не нужно.
Ответ: _____
Решение:
Чтобы перевести десятичное число 78 в восьмеричную систему счисления, нужно последовательно делить число на 8 и записывать остатки:
- 78 ÷ 8 = 9 (целая часть), остаток 6
- 9 ÷ 8 = 1 (целая часть), остаток 1
- 1 ÷ 8 = 0 (целая часть), остаток 1
Теперь читаем остатки снизу вверх: 1168.
Ответ: десятичное число 78 в восьмеричной системе равно 1168.
2. Какое из чисел а, записанных в двоичной системе, удовлетворяет условию В216 < а < 2648?
1) 10110001
2) 10110011
3) 10110101
4) 10100010
Ответ: _
Решение:
Необходимо найти двоичное число, которое удовлетворяет условию: 178 < a < 180, где:
- B216 = 17810
- 2648 = 18010
Шаг 1: Перевод B216 в десятичную систему
B216 = 11 × 16 + 2 = 17810
Шаг 2: Перевод 2648 в десятичную систему
2648 = 2 × 64 + 6 × 8 + 4 = 18010
Шаг 3: Условие задачи
Нужно найти такое двоичное число a, которое удовлетворяет условию 178 < a < 180.
Шаг 4: Перевод двоичных чисел в десятичные
- 101100012 = 177 (не подходит)
- 101100112 = 179 (подходит)
- 101101012 = 181 (не подходит)
- 101000102 = 162 (не подходит)
Число 101100112 в десятичной системе равно 179, что удовлетворяет условию 178 < a < 180.
Ответ: 2 (10110011)
3. Выполните сложение: 2С16 + FB16.
Ответ запишите в шестнадцатеричной системе счисления. Основание системы писать не нужно.
Ответ: _____
Решение:
Выполнение сложения: 2C16 + FB16
Шаг 1: Перевод чисел в десятичную систему
- 2C16 = 2 × 161 + C × 160 = 2 × 16 + 12 = 4410
- FB16 = F × 161 + B × 160 = 15 × 16 + 11 = 25110
Шаг 2: Складываем числа в десятичной системе
4410 + 25110 = 29510
Шаг 3: Перевод результата в шестнадцатеричную систему
29510 ÷ 16 = 18 (целая часть), остаток = 7
1810 ÷ 16 = 1 (целая часть), остаток = 2
110 ÷ 16 = 0 (целая часть), остаток = 1
Читаем остатки снизу вверх: 12716
Ответ: 12716
4. Выполните вычитание: 1001102 – 10112.
Ответ запишите в двоичной системе счисления. Основание системы писать не нужно.
Ответ: _____
Решение:
Задание: выполнить вычитание 1001102 — 10112.
Шаг 1: Переведем числа в десятичную систему
- 1001102 = 1 × 25 + 0 × 24 + 0 × 23 + 1 × 22 + 1 × 21 + 0 × 20 = 32 + 4 + 2 = 3810
- 10112 = 1 × 23 + 0 × 22 + 1 × 21 + 1 × 20 = 8 + 2 + 1 = 1110
Шаг 2: Выполним вычитание в десятичной системе
3810 — 1110 = 2710
Шаг 3: Переведем результат обратно в двоичную систему
2710 = 1 × 24 + 1 × 23 + 0 × 22 + 1 × 21 + 1 × 20 = 110112
Ответ: 110112
5. Укажите имя, для которого ЛОЖНО высказывание.
НЕ (Первая буква гласная) ИЛИ (Последняя буква гласная)
1) Анна
2) Максим
3) Татьяна
4) Олег
Ответ: _
Решение:
Задание: для какого имени ЛОЖНО высказывание НЕ (Первая буква гласная) ИЛИ (Последняя буква гласная).
Анна:
- Первая буква: А (гласная)
- Последняя буква: А (гласная)
- Высказывание: НЕ (гласная) ИЛИ (гласная) = ЛОЖЬ ИЛИ ИСТИНА = ИСТИНА
Максим:
- Первая буква: М (не гласная)
- Последняя буква: М (не гласная)
- Высказывание: НЕ (не гласная) ИЛИ (не гласная) = ИСТИНА ИЛИ ЛОЖЬ = ИСТИНА
Татьяна:
- Первая буква: Т (не гласная)
- Последняя буква: А (гласная)
- Высказывание: НЕ (не гласная) ИЛИ (гласная) = ИСТИНА ИЛИ ИСТИНА = ИСТИНА
Олег:
- Первая буква: О (гласная)
- Последняя буква: Г (не гласная)
- Высказывание: НЕ (гласная) ИЛИ (не гласная) = ЛОЖЬ ИЛИ ЛОЖЬ = ЛОЖЬ
Ответ: Высказывание ЛОЖНО для имени Олег.
Ответ: 4 (Олег)
6. Заполните таблицу истинности выражения.
A ∨ ¬B
Ответ:
Решение:
Указания по оцениванию | Баллы |
Таблица построена верно. Возможно, пропущен третий столбец, и записаны сразу ответы | 1 |
Задание выполнено с ошибками | 0 |
Максимальный балл | 1 |
7. Заполните таблицу истинности выражения.
(¬A ∨ B ∧ ¬C) ∧ C
Ответ:
Решение:
Возможны и другие варианты решения, в которых переставлены столбцы, не меняющие порядка действий
Указания по оцениванию | Баллы |
Таблица построена верно. Могут быть пропущены некоторые столбцы | 2 |
Не выполнено условие, позволяющее поставить 2 балла. Имеется одна из следующих ошибок: – ошибка в порядке действий, с учётом которой таблица построена верно, ИЛИ – ошибка в одной строке |
1 |
Задание выполнено неверно, т.е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла | 0 |
Максимальный балл | 2 |
8. У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 2
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая удваивает его.
Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 30, содержащий не более 5 команд.
В ответе запишите только номера команд в соответствующей алгоритму последовательности.
(Например, 12221 – это алгоритм:
вычти 1
умножь на 2
умножь на 2
умножь на 2
вычти 1,
который преобразует число 4 в число 23.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: _____
Решение:
Начинаем с числа 5 и хотим получить 30.
Шаги:
- Вычесть 1 от 5 → получаем 4 (команда 1)
- Умножить на 2 → получаем 8 (команда 2)
- Умножить на 2 → получаем 16 (команда 2)
- Вычесть 1 → получаем 15 (команда 1)
- Умножить на 2 → получаем 30 (команда 2)
Таким образом, последовательность команд: 12212.
Ответ: 12212.
9. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии.
Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b).
Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, значение уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 2), то команда Сместиться на (3, –3) переместит Чертёжника в точку (4, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 2 раз
Сместиться на (1, 3) Сместиться на (1, –2)
Конец
Сместиться на (2, 6)
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (4, 7)
2) Сместиться на (–6, –8)
3) Сместиться на (6, 8)
4) Сместиться на (–4, –7)
Ответ: _
Решение:
Для решения задачи нужно определить, в какой точке окажется Чертёжник после выполнения данных команд, а затем найти эквивалентную команду, которая переместит его в ту же точку.
Данный алгоритм:
- Повтори 2 раза:
- Сместиться на (1, 3)
- Сместиться на (1, -2)
- Сместиться на (2, 6)
Шаг 1: Выполнение команд в цикле
- Первый цикл:
- Смещаемся на (1, 3): получаем смещение (1, 3)
- Смещаемся на (1, -2): суммарное смещение после первого цикла = (1+1, 3-2) = (2, 1)
- Второй цикл (повторение):
- Смещаемся на (1, 3): (2, 1) + (1, 3) = (3, 4)
- Смещаемся на (1, -2): суммарное смещение после второго цикла = (3+1, 4-2) = (4, 2)
Шаг 2: Добавление конечного смещения
- После выполнения обоих циклов, суммарное смещение составляет (4, 2).
- Далее выполняется команда «Сместиться на (2, 6)»:
- (4+2, 2+6) = (6, 8)
Шаг 3: Поиск эквивалентной команды
- Мы получили конечное смещение (6, 8).
- Ищем команду, которая перемещает Чертёжника в точку (6, 8).
Ответ: 3. Сместиться на (6, 8)
10. Ниже приведена программа, записанная на четырёх языках программирования.
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел (s, t):
(15, 9); (5, 11); (3, 11); (18, 15); (0, 9); (15, 6); (17, 10); (–4, 5); (2, 10). Сколько было запусков, при которых программа напечатала «NO»?
Ответ: _____
Решение:
Программа выводит «YES», если выполняется хотя бы одно из условий:
- s < 10
- t > 10
В противном случае программа выводит «NO».
Проверим каждую из пар чисел:
- (15, 9): s = 15 (не меньше 10), t = 9 (не больше 10) — Оба условия ложны — Ответ: NO
- (5, 11): s = 5 (меньше 10), t = 11 (больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
- (3, 11): s = 3 (меньше 10), t = 11 (больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
- (18, 15): s = 18 (не меньше 10), t = 15 (больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
- (0, 9): s = 0 (меньше 10), t = 9 (не больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
- (15, 6): s = 15 (не меньше 10), t = 6 (не больше 10) — Оба условия ложны — Ответ: NO
- (17, 10): s = 17 (не меньше 10), t = 10 (не больше 10) — Оба условия ложны — Ответ: NO
- (-4, 5): s = -4 (меньше 10), t = 5 (не больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
- (2, 10): s = 2 (меньше 10), t = 10 (не больше 10) — Одно из условий истинно — Ответ: YES
Количество запусков, при которых программа напечатала «NO»:
- Пары: (15, 9), (15, 6), (17, 10)
- Всего: 3
Ответ: 3
Часть 2
11. Исполнитель Черепаха перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии.
В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды:
вперед(n) (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения;
вправо(m) (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.
Запись повтори k [команда1 команда2 команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен.
Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:
повтори 7 [вперед(4) вправо (60)]
Постройте многоугольник в среде исполнителя «Черепаха» программы Кумир и посчитайте количество точек с целыми координатами, которые находятся внутри фигуры (точки на границе считать не нужно).
Ответ:
Решение:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
использовать Черепаха алг нач опустить хвост нц 7 раз вперед (4) вправо (60) кц кон |
12. На бесконечном поле имеется вертикальная стена. Длина стены – 7 клеток. От нижнего конца стены влево отходит горизонтальная стена длиной 4 клетки. Робот находится в клетке, расположенной справа от верхнего края вертикальной стены.
На рисунке указано расположение стен и Робота. Робот обозначен буквой «Р».
Напишите для Робота программу, использующую 3 циклических алгоритма, закрашивающую все клетки, расположенные непосредственно правее вертикальной стены, ниже горизонтальной стены, угловую клетку и клетки выше горизонтальной стены. Вы можете использовать цикл нц-раз-кц или нц-пока-кц. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. На рисунке показаны клетки, которые Робот должен закрасить (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы.
Решение:
| Двигаемся вниз на 7 клеток и закрашиваем все клетки на пути.
нц 7 раз
закрасить
вниз
кц
| Двигаемся влево на 5 клеток и закрашиваем все клетки на пути.
нц 5 раз
закрасить
влево
кц
| Обходим стену.
вверх
| Двигаемся вправо на 4 клетки и закрашиваем все клетки на пути.
нц 4 раз
вправо
закрасить
кц
ИЛИ
| Двигаемся вниз, пока не дойдём до конца вертикальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока не слева свободно
закрасить
вниз
кц
| Закрасим угловую клетку и переместимся в начало горизонтальной стены.
закрасить
влево
| Двигаемся влево до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока не сверху свободно
закрасить
влево
кц
| Обходим стену.
вверх
| Двигаемся вправо до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока справа свободно
вправо
закрасить
кц
13. На бесконечном поле имеется вертикальная стена. Длина стены неизвестна. От нижнего конца стены влево отходит горизонтальная стена также неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной справа от верхнего края вертикальной стены.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота. Робот обозначен буквой «Р».
Напишите для Робота программу, закрашивающую все клетки, расположенные непосредственно правее вертикальной стены, ниже горизонтальной стены, угловую клетку и клетки выше горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
Выполнение алгоритма должно завершиться.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы.
Решение:
Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
| Двигаемся вниз, пока не дойдём до конца вертикальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока не слева свободно
закрасить
вниз
кц
| Закрасим угловую клетку и переместимся в начало горизонтальной стены.
закрасить
влево
| Двигаемся влево до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока не сверху свободно
закрасить
влево
кц
| Обходим стену.
вверх
| Двигаемся вправо до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути.
нц пока справа свободно
вправо
закрасить
кц
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 16.
Рекомендуемая таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–4 | 5–9 | 10–13 | 14–16 |